Ряду российских компаний предстоит впервые составить консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год. IFRS 1 «Первое применение МСФО» устанавливает особые требования к первой отчетности по МСФО.

 

Необходимость составления отчетности по МСФО

Составление финансовой отчетности по МСФО впервые – это серьезный шаг для компании, требующий немалых затрат. Разные причины побуждают, а порой вынуждают, руководство внедрить данную систему стандартов в финансово-хозяйственную деятельность фирмы. С одной стороны, можно говорить о добровольном, самостоятельно принятом менеджментом решении, обусловленным такими причинами как: выход на рынки капитала, необходимость котировки акций, составление консолидированной отчетности группой, в которую входит компания, требование инвестора или иного контрагента, в котором отчитывающаяся компания крайне заинтересована. В тоже время, применение МСФО возможно в обязательном, законодательно предусмотренном порядке.

Так, согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчётности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ (далее Закон № 208-ФЗ) следующие категории компаний обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО:

  1. Кредитные организации (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
  2. Страховые организации (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
  3. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
  4. Организации, в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) (ч. 2 ст. 2 Закона № 208-ФЗ). Список таких предприятий достаточно обширен и включает такие предприятия, как естественные монополии и предприятия гособоронзаказа;
  5. Организациями (не перечисленными  в ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ), если их учредительными документами предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (ч. 2 ст. 2 Закона № 208-ФЗ).

Год, начиная с которого указанные организации должны составлять представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, статьей 8 Закона № 208-ФЗ определен следующим образом:

- 2012 – для всех организаций, подпадающих под сферу действия Закона № 208-ФЗ кроме тех, для которых определен 2015 год;

- 2015 – для двух «льготных» категорий организаций:

1ая категория «льготников» - организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам». Под «иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами» подразумеваются стандарты ГААП США;

2ая категория «льготников» - организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах.

Обращаем ваше внимание, что отчетность по МСФО должна содержать сравнительную информацию хотя бы за один период (п. 38 IAS 1, п. 21 IFRS 1). Таким образом, выпуская отчетность за 2012 год, необходимо представить данные как минимум за 2011 год, и соответственно при формировании отчетности за 2015 год потребуется сравнительная информация хотя бы за 2014 год.

Более того, в настоящее время обсуждается вопрос о расширении сферы применения Закона № 208-ФЗ путем распространения его действия на профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации, товарные биржи, биржевых посредников, биржевых брокеров, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др. Такая позиция обозначена в Плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от  30.11.2011 г. № 440.

Регулирующие документы

В системе документов МСФО существует специальный стандарт МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», регламентирующий составление отчетности впервые. В настоящее время действует пересмотренный стандарт IFRS 1 (заменяющий первоначально выпущенный в 2003 году), вступивший в силу для периодов, начинающихся с 1 июля 2009 г. или после этой даты. При этом в стандарт постоянно вносятся изменения и дополнения, в связи с выпуском новых и пересмотром действующих документов МСФО. IFRS 1 не имеет аналога в российской системе нормативных документов.

Отличительной чертой данного стандарта является то, что он написан не только для того, чтобы первая финансовая отчетность содержала «высококачественную информацию, которая являлась бы прозрачной для пользователей и сопоставимой со всеми другими представленными периодами», а также «обеспечивала бы приемлемую отправную точку для бухгалтерского учета согласно МСФО», но и чтобы «затраты на подготовку этой информации не превышали выгод для пользователей»  (п. 1 IFRS 1). Именно подход «баланс выгод и затрат» обусловил наличие в стандарте объемного перечня освобождений от требований других стандартов, иными словами создал «систему льгот», которая дает компании право не выполнять обременительные требования других стандартов МСФО (например, определять справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств при объединении бизнеса, выполнять трудоемкие расчеты стоимости основных средств, в т.ч. корректировки в период гиперинфляции, и пр.), а применить «особый упрощенный порядок», предусмотренный IFRS 1, существенно облегчающий переход на МСФО.

При формировании первой отчетности, соответствующей МСФО, помимо IFRS 1 следует руководствоваться всеми остальными применимыми стандартами и разъяснениями МСФО.

Понятие первой отчетности по МСФО

Определению данного понятия в стандарте уделяется большое внимание, поскольку IFRS 1 применяется компанией только один раз, а именно при формировании первой отчетности по МСФО. Так п. 2 IFRS 1 предусмотрено, что «предприятие должно применять настоящий стандарт МСФО (IFRS):

(a) в первой финансовой отчетности по МСФО (IFRS); и

(b) в любой промежуточной финансовой отчетности, если таковая имеется, представляемой согласно МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО.»

Стандарт дает следующее определение: «первая финансовая отчетность по МСФО / first IFRS financial statements – это первая годовая финансовая отчетность, в которой предприятие применяет МСФО согласно четкому и безоговорочному заявлению о соответствии МСФО» (п. 3, Приложение А к IFRS 1). На практике имеют место быть ситуации, когда сложно определить была ли у компании первая отчетность по МСФО и нужно ли руководствоваться IFRS 1 или же применение данного стандарта не требуется.

Пример 1. Компания А, являясь дочерней компанией компании В, на протяжении 2000 – 2011 гг. формировала пакет информации (систему таблиц в Екселе) в соответствии с МСФО для целей консолидации. В связи с тем, что компания А подпадает под сферу действия Закона 208-ФЗ (имеет котируемые ценные бумаги и дочерние компании), она должна будет составить консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год. Вопрос состоит в том, должна ли компания А применять IFRS 1. Ответ: да должна, т.к. отчетность за 2012 год будет первой финансовой отчетностью компании А. Отчетные данные, подготавливаемые в соответствии с МСФО для последующей консолидации компанией В,  не являются финансовой отчетностью по МСФО компании А, в которой содержится ясное и безоговорочное соответствие МСФО. Таким образом, первая финансовая отчетность по МСФО компании А будет выпущена за 2012 год и при ее формировании обязательно следование требованиям IFRS 1.

Стандарт содержит разъяснения понятия первой отчетности по МСФО и соответственно необходимости применения IFRS 1 (см. рис. 1).

 

IFRS 1

     
Применяется,
есть факт первого применения МСФО
  Не применяется,
нет факта первого применения МСФО
     

п. 3, IFRS 1

(a) предприятие представляло финансовую отчетность, за самый последний предшествующий период:

(i) согласно национальным требованиям, которые соответствуют МСФО (IFRS) не во всех отношениях;

(ii) в соответствии с МСФО (IFRS) во всех отношениях, кроме того факта, что финансовая отчетность не содержала четкого и безоговорочного заявления о том, что она соответствует МСФО (IFRS);

(iii) содержащую четкое и безоговорочное заявление о том, что она соответствует некоторым, но не всем МСФО (IFRS);

(iv) согласно национальным требованиям, не соответствующим МСФО (IFRS) c использованием некоторых отдельных МСФО (IFRS) для учета статей, по которым не существовало национальных требований;

или

(v) согласно национальным требованиям, с включением сверки некоторых сумм с суммами, определенными согласно МСФО (IFRS);

(b) предприятие подготовило финансовую отчетность согласно МСФО (IFRS) только для внутреннего пользования, не сделав ее доступной собственникам предприятия или любым другим внешним пользователям;

(c) предприятие подготовило пакет отчетности согласно МСФО (IFRS) для целей консолидации без подготовки полного комплекта финансовой отчетности, как определено в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;

или

 (d) предприятие не представляло финансовую отчетность за предыдущие периоды.
 

п. 4 IFRS 1

(a) предприятие прекращает представление финансовой отчетности согласно национальным требованиям, если оно до этого представило наряду с такой отчетностью также и другой комплект финансовой отчетности, содержащий четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО (IFRS);

(b) предприятие представляло финансовую отчетность за предыдущий год согласно национальным требованиям, и эта финансовая отчетность содержала четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО (IFRS); или

(c) предприятие представляло финансовую отчетность за предыдущий год, в которой содержалось четкое и

безоговорочное заявление о соответствии МСФО (IFRS), даже если в отношении этой финансовой отчетности было составлено аудиторское заключение с оговоркой.

Рис. 1 Понятие первой отчетности по МСФО – сфера применения IFRS 1

 

Ключевые даты первой отчетности по МСФО

Важным моментом при формировании первой отчетности является то обстоятельство, что первая отчетность, как обычная отчетность по МСФО, должна включать сравнительную информацию как минимум за один отчетный период (п. 21 IFRS 1, п. 38 IAS 1).

Пример 2. Составляя первую отчетность по МСФО за 2012 год, помимо показателей за 2012 год, компании также потребуется сформировать данные как минимум за 2011 год. Соответственно, датой перехода на МСФО будет 1 января 2011 года, и именно на эту дату следует составить начальный отчет о финансовом положении. (см. рис. 2).

 

Рис. 2 Первая отчетность по МСФО за 2012 год,

включая сравнительную информацию за один период - 2011 год

 

В тоже время компания может принять решение о представлении сравнительной информации за большее число периодов.

Пример 3. В случае если компании при формировании первой отчетности за 2012 год потребуется числовая информация за три периода (один отчетный и два сравнительных), то отчетность будет включать сравнительную информацию за 2011 и 2010 годы, а датой перехода на МСФО и датой, на которую составляется  начальный отчет о финансовом положении, будет 1 января 2010 года (см. рис. 3).

 

Рис. 3 Первая отчетность по МСФО за 2012 год,

включая сравнительную информацию за два периода - 2011 и 2010 годы

 

Необходимость включения в первую отчетность двух сравнительных периодов может быть вызвана требованием инвестора или потенциального покупателя о представлении данных за три аудируемых периода по МСФО, в т.ч. чтобы результаты анализа отчетности были более информативны. При этом, для соответствовия Закону № 208-ФЗ достаточно представления информации за один сравнительный период. Вариант, рассмотренный в примере 3 (рис. 3), является скорее исключением, правилом же, на наш взгляд, является ситуация, рассмотренная в пример 2 (рис. 2).

Как видно из рассмотренных ситуаций дата перехода на МСФО зависит от количества сравнительных периодов, представленных в первой отчетности, и именно на эту дату формируется начальный отчет о финансовом положении. Дата  перехода на МСФО / date of transition to IFRSs – это начало самого раннего периода, для которого предприятие представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО (Приложение А IFRS 1).  На эту дату формируется начальный отчет о финансовом положении. Начальный отчет о финансовом положении по МСФО / opening IFRS statement of financial position - отчет о финансовом положении предприятия на дату перехода на МСФО (там же).

Учетная политика первой отчетности по МСФО

Подход к формированию учетной политики в первой отчетности по МСФО отличается от подхода, который применяется при составлении последующей финансовой отчетности. Таких отличий, на наш взгляд, три:

(1) единство для всей информации, включенной в первую отчетность:  «предприятие должно использовать единую учетную политику при подготовке начального отчета о финансовом положении по МСФО и во всех периодах, представленных в его первой финансовой отчетности по МСФО» (п. 7 IFRS 1);

(2) ретроспективное применение: учетная политика формируется в соответствии с редакцией стандартов на конец первого отчетного периода первой отчетности (для отчетности за 2012 г. – на 31.12.2012 г., см. пример 2, 3 и рис. 2, 3) и применяется ко всей информации первой отчетности (для примера 2, рис. 2: для начального отчета о финансовом положении на 01.01.2011г, для сравнительных данных за 2011 г.,  и для отчетных данных за 2012 г.). Таким образом, самая последняя редакция МСФО применяется к уже прошедшим периодам: «учетная политика должна соответствовать всем МСФО, действующим на конец первого отчетного периода, по которому предприятие составляет отчетность по МСФО, кроме случаев, оговоренных в пунктах 13–19 и приложениях В-Е» (п. 7 IFRS 1);  

(3) исключения из принципа обязательного соответствия начального отчета о финансовом положении каждому стандарту МСФО (п. 7 IFRS 1, см. пункт (2)).

Обратите внимание, что исключения при формировании учетной политики (отличие (3)) касаются только формирования начального отчета о финансовом положении, сравнительная информация и данные за первый отчетный период по МСФО формируются в соответствии с требованиями всех применимых международных стандартов, т.е. без каких-либо «льгот».

При формировании учетной политики первой отчетности возможно досрочное применение того или иного документа: «предприятие может применять новый МСФО (IFRS), который еще не стал обязательным к применению, если разрешается его досрочное применение» (п. 8 IFRS 1). Так, стандарты IAS 19, IAS 27, IAS 28, IFRS 10, IFRS 11, IFRS 12, IFRS 13, введенные в действие Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н «О введении и прекращения действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации», и обязательные для применения с 1 января 2013 года, могут применяться досрочно.

Начальный отчет о финансовом положении по МСФО

Формированию вступительного отчета о финансовом положении в IFRS 1 уделено центральное место, поскольку этот отчет представляется собой отправную точку учета по МСФО. Как уже было отмечено, данный отчет составляет на дату перехода на МСФО. Текущая редакция стандарта требует, чтобы данные этого отчета представлялись в первой финансовой отчетности (ранее положение о представлении отсутствовало).

Согласно требованиям к формированию учетной политики (не считая исключений) показатели начального отчета о финансовом положении должны быть сформированы в соответствии со всеми применимыми документами МСФО, действующими на конец отчетного периода первой отчетности по МСФО, т.е. на отчетную дату первой отчетности по МСФО (для примера 2 и 3 это 31 декабря 2012 года, см. рис. 2, 3). Согласно п. 10 IFRS 1 выполнение этих требований потребует от компании в своем начальном отчете о финансовом положении:

(а) признавать все активы и обязательства, признание которых требуется в МСФО;

(b) не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если МСФО не разрешают такое признание;

(c) реклассифицировать статьи, признанные предприятием согласно предыдущим ОПБУ как один вид активов, обязательств или компонентов капитала, но являющиеся другим видом активов, обязательств или компонентов капитала согласно Международным стандартам финансовой отчетности; и

(d) применять МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.

Пример 4. Наиболее типичные корректировки активов и обязательств в начальном отчете о финансовом положении при переходе от российских стандартов бухгалтерского учета (далее РСБУ) к МСФО

(а) признание:

- лизингового имущества и обязательства у лизингополучателя, IAS 17,

- оценочных обязательств, в т.ч. на вывод из эксплуатации основных средств и восстановление окружающей среды, IAS 37,

- активов и обязательств по отложенному налогу на прибыль, IAS 12,

- финансовых активов и обязательств, в т.ч. деривативов, IAS 39,

- начислений-обязательств, IAS 1;

(б) прекращение признания:

- НИОКР, стартапов, предварительных расходов по открытию новых направлений, внутрисозданные торговые марки, IAS 38,

- активов, не удовлетворяющих критерию признания «вероятность получения будущих экономических выгод», IAS 16, IAS 38, IAS 2;

- оценочных обязательств, в т.ч. резервов на ремонт основных средств, IAS 37;

(c) реклассификации:

- из основных средств в инвестиционную недвижимость, IAS 16, IAS 40;

- из расходов будущих периодов в нематериальные активы, IAS 38;

- из запасов в основные средства, IAS 2, IAS 16,

- в категорию «внеоборотные активы, предназначенные для продажи», IFRS 5,

- из оборотных (краткосрочных) во внеоборотные (долгосрочные) активы (обязательства) и наоборот, IAS 1;

- из обязательств в капитал и из капитала в обязательства,  IAS 39, IAS 32;

(д) изменение оценки:

- пересчет амортизации (изменение сроков полезного использования и методов амортизации, отражение ликвидационной стоимости), IAS 16, IAS 38,

- признание обесценения основных средств и нематериальных активов, IAS 16, IAS 38,

- учет запасов по наименьшей из себестоимости и чистой цене продажи, IAS 2,

- создание резерва под обесценение дебиторской задолженности, IAS 39,

- учет финансовых инструментов по справедливой и амортизированной стоимости, IAS 39,

- учет инвестиционной недвижимости по справедливой стоимости, IAS 40

- учет временной стоимости денег (учет по приведенной стоимости), IAS 39, IAS 16, IAS 40, IAS 40 и пр.,

- включение в первоначальную стоимость основных средств приведенной величины оценочных затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке IAS 16, IAS 37,

- учет гиперинфляции (активы, обязательства и капитал, возникшие до 31.12.2002 года), IAS 29.

Результат изменений статей бухгалтерского баланса, составленного по российским стандартам, с целью приведения их к статьям начального отчета о финансовом положении, соответствующего МСФО, отражается в нераспределенной прибыли на дату перехода на МСФО (или иной статье капитала, если это уместно).

Пример 5. В учете по РСБУ в составе нематериальных активов отражается внутрисозданная торговая марка. Во вступительном отчете о финансовом положении по МСФО необходимо прекратить ее признание, как не соответствующей требованиям IAS 38. Если бы компания вела учет по МСФО до даты перехода на МСФО, то затраты на создание данной торговой марки были бы учтены как расходы соответствующего отчетного периода с отнесением на финансовый результат периода, и в последствии при реформации баланса попали бы в состав нераспределенной прибыли как прибыли убытки прошлых лет. Таким образом, чтобы «восстановить учет» по МСФО при первом применении необходимо скорректировать нераспределенную прибыль по РСБУ с тем, чтобы привести ее величину в соответствие с МСФО.

На дату перехода на МСФО будет сделана следующая корректировка на величину остаточной стоимости нематериального актива:

Д-т сч. «Нераспределенная прибыль»

К-т сч. «Нематериальные активы»

Пример 6. Если компания отражала основные средства в российском учете без переоценок, а  для составления международной отчетности закрепила в учетной политике модель учета по переоцененной стоимости, предусмотренную IAS 16, то сумма дооценки основных средств на дату перехода будет признаваться в составе капитала по статье «Резерв переоценки», а не в нераспределенной прибыли.

Исключения из принципа обязательного соответствия начального отчета о финансовом положении каждому стандарту МСФО

IFRS 1 содержит две категории исключений из принципа соответствия начального отчета о финансовом положении каждому стандарту МСФО (см. рис. 4):

(1) исключения ретроспективного применения в других МСФО - обязательные исключения (компания обязана их выполнить, в случае наличию соответствующих операций) и

(2) освобождения от требований других МСФО - добровольные исключения (компания может выбрать одно или несколько исключений, или же ни воспользоваться ни одним из предоставленных осовбождений).

 

 

Состав первой финансовой отчетности по МСФО

Состав первой отчетности по МСФО аналогичен составу последующих отчетностей с той лишь разницей что, во-первых, в начальном отчете о финансовом положении помимо показателей на конец сравнительного периода (периодов) и на конец отчетного периода представляются данные на дату перехода на МСФО; и, во-вторых, примечания должны включать отдельное раскрытие, в котором объясняется как переход от предыдущих учетных стандартов (РСБУ) к МСФО повлиял на финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств.

Таким образом, если компания составляется первую отчетность по МСФО за 2012 год, включая сравнительную информацию за 2011 год, то состав первой отчетности по МСФО будет следующим (см. прим. 2, рис. 2):

(a) отчет о финансовом положении на три даты: 31.12.2012, 31.12.2011 и 01.01.2011;

(b) отчет о совокупном доходе за два периода: 2012 и 2011 годы;

(c) отчет об изменениях в капитале за два периода: за 2012 и 2011 годы;

(d) отчет о движении денежных средств за два периода: 2012 и 2011 годы; и

(e) примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации, в т.ч. объяснение перехода от РСБУ к МСФО за два периода / на три даты: за 2012 и 2011 годы / на 31.12.2012, 31.12.2011, 01.01.2011.

В случае представления сравнительной информации за два периода, объем раскрываемых отчетных данных увеличится. Так если компания решит представить сравнительную информацию за 2011 и 2010 годы в первой отчетности за 2012 год (см. прим. 3, рис. 3), то потребуется четыре отчета о финансовом положении (на 31.12.2012, 31.12.2011, 31.12.2010, 01.01.2010), по три каждых остальных отчета (за 2012, 2011 и  2010 годы), в примечания войдет информация за три периода 2012 г., 2011 г. и 2010 г. и где это уместно на четыре даты на 31.12.2012, 31.12.2011, 01.01.2011.

Дополнительные требования к раскрытию информации в первой отчетности по МСФО

Формируя первую отчетность в соответствии с МСФО, документ IFRS 1 устанавливает дополнительные требования, не предусматривая каких бы то ни было исключений из правил по представлению и раскрытию информации в других документах МСФО. Так, согласно п. 23  IFRS 1 «предприятие должно пояснить, как переход от предыдущих ОПБУ к МСФО повлиял на его финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств».

Реализация указанного положения, прежде всего, достигается представлением сверок капитала и общего совокупного дохода, отраженного по РСБУ и МСФО. Пунктом 24 рассматриваемого стандарта определяются даты, на которые должны быть представлены указанные сверки:

(a) сверки капитала, отраженного в отчете согласно предыдущим ОПБУ, с капиталом согласно МСФО на обе следующие даты:

(i) дату перехода на МСФО; и

(ii) дату окончания последнего периода, представленного в последней годовой финансовой отчетности предприятия согласно предыдущим ОПБУ;

(b) сверку общего совокупного дохода по МСФО за самый последний период самой последней годовой финансовой отчетности предприятия. Отправной точкой для такой сверки должен быть общий совокупный доход согласно предыдущим ОПБУ за тот же самый период или, если предприятие не отражало данный показатель, прибыль или убыток согласно предыдущим ОПБУ.

Из приведенного порядка следует, что даты представления сверок зависят от того, за какой «последний период компания составляла отчетность по прежним ОПБУ». По нашему мнению, в случае если компания подпадает под сферу действия Закона 208-ФЗ формирование консолидированной отчетности по РПБУ за 2012 год. Таким образом, последняя консолидированная отчетность, составленная по прежним национальным стандартам, будет за 2011 год

Пример 7. Российская компания составляет первую консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год, включая сравнительную информацию за 2011 год. Составление консолидированной отчетности по РСБУ прекращено с 2012 года, т.е. последняя консолидированная отчетность по РСБУ представлялась за 2011 год. Сверки капитала нужно представить на 01.01.2011 г. (дата перехода на МСФО) и на 31.12.2011 г., сверки общего совокупного дохода за 2011 год (рис. 5).

Помимо рассмотренных сверок IFRS 1 устанавливает ряд дополнительных раскрытий в случае применения добровольных освобождений от требований других МСФО, а также при признании убытков от обесценения в соответствии с IAS 36 .

Представление первой отчетности по МСФО

Порядок представления (сроки, периодичность, подписание, утверждение, адреса, язык и валюта отчетности, и пр.) первой финансовой отчетности по МСФО аналогичен порядку для последующей финансовой отчетности, и регламентируется IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и Законом № 208-ФЗ (Подробнее смотри статью «Практические аспекты представления финансовой отчетности по МСФО» № 11 за 20011 год Генераловой Н.В.).

 

Резюме

В связи с принятием Закона № 208-ФЗ ряд российских компаний впервые составят консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2012 год. Формирование такой отчетности должно осуществляться в соответствии с IFRS 1 «Первое применение МСФО», который предполагает выполнение следующих действий:

(1) определение периода, за который будет представлена первая финансовая отчетность по МСФО, даты перехода на МСФО и числа периодов, за которое будет представлена сравнительная информация (первая отчетность за 2012 год, сравнительная информация за 2011 год, дата перехода на МСФО  - 1 января 2011 года);

(2) разработка учетной политики, соответствующей требованиям каждого МСФО, действующего на отчетную дату первой финансовой отчетности (31 декабря 2012 года) и применение ее ретроспективно ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО;

(3) формирование начального отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода (1 января 2011 года), приняв решение об осуществлении права выбора из добровольных освобождений от требований других МСФО (18 освобождений), и применив все обязательные исключения из ретроспективного применения других МСФО (4 исключения);

(4) подготовка данных всех компонентов первой финансовой отчетности по МСФО, включая сравнительные (за сравнительный период - 2011 год и за первый отчетный период – 2012 год), отталкиваясь от данных начального отчета о финансовом положении;

(5) раскрытие в первой финансовой отчетности информации, объясняющей влияние перехода от РСБУ к МСФО на финансовое положение, финансовый результат и денежные потоки организации.